В этом посте мы подробно разберём, что такое меморандум в Республике Казахстан, как он разрабатывается, какие ключевые цели и индикаторы включает, а также как обеспечивается сотрудничество между государственными органами и международными организациями, например, с ОЭСР. Вы узнаете, какие правила и процедуры регулируют создание и оценку меморандумов, и как они способствуют реализации реформ и развитию страны.


Меморандум в Казахстане — что это и зачем нужен?

Меморандум — это официальный документ, который фиксирует обязательства и цели государственных органов или сторон сотрудничества. В Казахстане меморандумы разрабатываются подотчётными Президенту органами и служат инструментом планирования и оценки ключевых целевых индикаторов социально-экономического развития.

Основные характеристики меморандума:

  • Содержит ключевые целевые индикаторы — показатели, отражающие важные изменения в развитии страны.
  • Определяет меры для достижения этих индикаторов.
  • Подписывается руководителем соответствующего органа.
  • Является частью стратегического плана развития Казахстана на долгосрочную перспективу.

Основные области сотрудничества с ОЭСР и роль меморандума

Правительство Казахстана и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заключили меморандум о взаимопонимании для реализации Страновой программы сотрудничества. Это сотрудничество направлено на поддержку реформ в Казахстане и охватывает следующие области:

Область сотрудничества Описание и значение для Казахстана
Государственное управление Повышение эффективности институтов и прозрачности
Окружающая среда Улучшение экологических стандартов
Финансовая деятельность Развитие финансового сектора и устойчивость экономики
Здравоохранение и социальная интеграция Улучшение качества жизни и социальной поддержки
Образование и повышение квалификации Подготовка квалифицированных кадров для экономики
Конкурентоспособность и бизнес-климат Создание благоприятных условий для предпринимательства
Статистика Обеспечение качественных данных для анализа и решений
Межотраслевая деятельность Координация реформ и проектов между различными секторами

Такое сотрудничество помогает Казахстану внедрять передовые практики и стандарты ОЭСР, что способствует устойчивому экономическому росту и диверсификации экономики.


Формы взаимодействия и конкретные мероприятия

В рамках Страновой программы предусмотрены разнообразные формы сотрудничества:

  • Совместные исследования и обзоры национальной политики.
  • Обмен информацией и статистическими данными.
  • Организация семинаров, тренингов и совместных мероприятий.
  • Командирование экспертов и официальных лиц между Казахстаном и ОЭСР.
  • Участие Казахстана в работе органов и проектах ОЭСР.
  • Разработка правовых документов и политических инструментов.
  • Мониторинг и сравнительный анализ практик Казахстана с международными стандартами.

Эти мероприятия направлены на практическую поддержку реформ и повышение качества государственного управления.


Финансирование мероприятий

Все мероприятия в рамках меморандума финансируются за счёт Казахстана. Обязательства по финансированию оформляются отдельными письменными соглашениями, которые могут включать грантовые соглашения. При этом деятельность ОЭСР зависит от наличия финансовых средств.

Важные моменты финансирования Описание
Финансирование — за счёт Казахстана Обеспечение устойчивости проектов и программ
Письменные соглашения Формализация обязательств и условий финансирования
Грантовые соглашения Используются для конкретных проектов и мероприятий

Защита интеллектуальной собственности

При совместных проектах с ОЭСР важна защита прав интеллектуальной собственности:

  • Каждая сторона сохраняет права на свои работы.
  • Совместные работы находятся в совместном владении.
  • Использование и передача прав третьим лицам требуют согласия обеих сторон.
  • Совместные публикации оформляются отдельными соглашениями.

Это обеспечивает уважение к интеллектуальному вкладу каждой стороны и предотвращает споры.


Конфиденциальность и раскрытие информации

Меморандум предусматривает:

  • Право раскрывать информацию о сотрудничестве в соответствии с политиками сторон.
  • Согласование обмена конфиденциальной информацией.
  • Меры по защите конфиденциальных и засекреченных данных.

Таким образом, обеспечивается баланс между прозрачностью и защитой важной информации.


Ответственность и минимизация рисков

Каждая сторона несёт ответственность за свою деятельность и действия своих сотрудников. В случае ущерба, вызванного действиями одной из сторон, она обязуется возместить ущерб другой стороне.

Это помогает минимизировать риски и гарантировать ответственность в рамках сотрудничества.


Организация международных миссий и командировок

Для укрепления сотрудничества ОЭСР может направлять экспертов в Казахстан, а Казахстан — своих представителей в ОЭСР. При этом:

  • Участники пользуются привилегиями и иммунитетами согласно международным конвенциям.
  • Казахстан обеспечивает неприкосновенность помещений, освобождение от таможенных пошлин и содействие в визовых вопросах.
  • Условия командировок оформляются отдельными соглашениями.

Это создаёт комфортные условия для обмена опытом и знаниями.


Срок действия, продление и расторжение меморандума

  • Меморандум вступает в силу с момента подписания и действует 2 года.
  • Может быть продлён по согласию сторон на срок до 2 лет.
  • Расторжение возможно с уведомлением за 3 месяца.
  • При расторжении стороны обязуются завершить начатые мероприятия и урегулировать финансовые вопросы.

Разрешение споров

В случае разногласий стороны сначала ведут дружественные переговоры. Если спор не решается, применяется арбитраж в Постоянной палате Арбитражного суда в Париже с одним арбитром и на английском языке.


Контактные лица и коммуникация

Для реализации меморандума назначаются ответственные представители:

Сторона Представитель
Казахстан Министр национальной экономики Ерболат Досаев
ОЭСР Директор Секретариата Глобальных Связей Маркос Бонтури

Они отвечают за координацию и исполнение меморандума.


Как разрабатывается меморандум государственных органов в Казахстане

Основные этапы и требования:

  • Разработка проектов меморандумов ежегодно до 1 ноября.
  • Включение ключевых целевых индикаторов с измеримыми значениями.
  • Обоснование снижения плановых показателей, если есть.
  • Подписание руководителем органа.
  • Рассмотрение и экспертиза в Администрации Президента.
  • Утверждение в течение месяца после закона о бюджете.

Структура меморандума:

Раздел Содержание
ФИО руководителя Лицо, принимающее обязательства
Ключевые целевые индикаторы Название, единицы измерения, фактические и плановые значения
Меры по достижению целей Конкретные действия для выполнения индикаторов

Ключевые показатели эффективности и их оценка

  • Показатели отражают социально-экономическое развитие.
  • Оценка проводится по фактическому исполнению относительно плановых значений.
  • При перевыполнении более чем на 30% применяется штрафной балл (снижение оценки на 0,2).
  • Итоговая оценка — среднеарифметическая по всем индикаторам.

Контроль и отчётность

  • Отчёты о выполнении меморандума подаются до 20 февраля следующего года.
  • В отчёте указываются плановые и фактические значения, процент исполнения и выводы.
  • Аналитическая записка объясняет причины недостижений и их влияние.
  • Ответственные подразделения Администрации Президента формируют заключение и представляют руководству.

Внесение изменений в меморандум

Изменения допускаются при:

  • Корректировках стратегических документов.
  • Изменении функций или структуры органа.
  • Изменениях бюджета.

Внесение изменений происходит в течение месяца с обоснованием и соблюдением правил разработки.


Особенности меморандумов специальных государственных органов

  • Руководители специальных органов подают меморандумы в двухнедельный срок после бюджета.
  • Отчёты подаются до 1 февраля следующего года.
  • Итоги отражаются в ежегодных докладах Главе государства.

Закрепление меморандумов за структурными подразделениями

Для контроля и координации меморандумы закрепляются за ответственными подразделениями Администрации Президента, например:

Орган Ответственное подразделение
Администрация Президента Канцелярия Президента
Генеральная прокуратура Отдел правоохранительной системы
Национальный банк Отдел социально-экономического мониторинга
Агентство по делам госслужбы Отдел государственной службы и кадровой политики

Это обеспечивает системный подход к реализации и контролю.


Итог

Меморандум в Казахстане — это инструмент планирования, сотрудничества и оценки эффективности государственных органов и международных партнёров, таких как ОЭСР. Он помогает структурировать цели, контролировать их достижение и поддерживать реформы, направленные на устойчивое развитие страны. Правила разработки и оценки меморандумов обеспечивают прозрачность, ответственность и соответствие стратегическим задачам Казахстана.

Если вы хотите понять, как государство управляет своими целями и сотрудничает с международными организациями, изучение меморандумов — отличный старт!